Минпросвещения решило добавить в школьную программу предмет `Духовная и нравственная культура России` с 1 сентября 2026 года. Работа над учебниками и программой преподавания должна быть завершена до конца 2025 года. Дисциплина будет преподаваться в 5-7 классах и включать темы, связанные с историей родного края. Введение предмета связано с увеличением уроков истории в учебном плане и сокращением часов `Обществознания`. Дисциплину будут преподавать учителя истории после повышения квалификации. Новые учебники и обновленная программа должны улучшить ситуацию с преподаванием дисциплины.
С 1 сентября 2025 года в российских школах вступят в силу новые правила и образовательные стандарты. Изменения касаются учебных программ, организации учебного процесса, цифровизации и даже питания. Единое расписание уроков и синхронизация школьных программ. Снижение учебной нагрузки и сокращение числа контрольных. Реформы призваны сделать обучение более сбалансированным и снизить стресс у школьников. В 5-7 классах обществознание исключат из расписания, для 8-9 классов сохранят в прежнем формате. Освободившиеся часы направят на усиление исторического образования. Оценки за поведение: возвращение старой традиции или необходимость времени. С 1 сентября 2025 года в некоторых школах могут запустить пилотный проект по оценке поведения учащихся.
С 1 сентября в российских школах ограничат объем домашних заданий. Новые нормы установлены законодательно. Приказ № 704 устанавливает календарно-урочное планирование, количество контрольных и проверочных работ, домашние задания. В сфере образования ведется системная работа по созданию безопасных условий и сбалансированной учебной и внеучебной нагрузки для школьников. Школьная программа ориентирована на академические достижения, но физическое и эмоциональное благополучие детей отходит на второй план. Родители жалуются на чрезмерную нагрузку в школах, на постоянное усложнение учебной программы и на подготовку к контрольным и экзаменам.
С сентября 2025 года в России вступят в силу изменения в системе высшего образования. Уберут бакалавриат и магистратуру, продолжительность учёбы на втором уровне может увеличиться до 3 лет. В Министерстве образования заверили, что существенных отличий с точки зрения приёма в вузы не будет. Реформа основана на двух ключевых принципах: использование лучших практик прошлых лет и учёт актуальных задач развития в будущем. Россия вышла из Болонской системы в 2022 году. Новая система высшего образования в России позволит готовить специалистов с учётом особенностей рынка труда и без оглядки на западные стандарты. Пилотные университеты открыли приём студентов по новой модели уже в сентябре 2023 года. В окончательную версию образовательной системы войдут только лучшие практики и наиболее перспективные нововведения.
С 2025 года обществознание исчезнет из расписания средних классов в России. Изменения в преподавании обществознания связаны с развитием навыков анализа, критического мышления и командной работы. Цель реформы - научить детей применять знания в реальной жизни и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Изменения будут проходить поэтапно, чтобы школы и педагоги могли плавно адаптироваться к новому формату. Обществознание будет заменено интеграцией отдельных тем в уже существующие предметы и новыми дисциплинами, направленными на развитие `гибких навыков`. Реформа ставит перед школой новые, амбициозные задачи и требует от выпускников большей самостоятельности и обращения к дополнительным ресурсам.
Россия представит концепцию `идеальной школы` на международном уровне. Министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил об этом во вторник. Концепция основана на лучших традициях советского периода и отечественной педагогики. Будет представлена новая система оценки качества образования. Система основана на трёх принципах: неполитизированность, актуальность, прозрачность. Министр подчеркнул важность этих принципов для создания альтернативной системы оценки.
Список из 100 российских университетов с самыми мягкими требованиями к поступающим. Вузы с самыми низкими средними баллами ЕГЭ: Поволжский кооперативный институт (42,3), Забайкальский аграрный институт (38,6). Ростовская область имеет восемь университетов с самыми низкими баллами ЕГЭ (52,05). Челябинская и Нижегородская области, а также Приморский край имеют по четыре вуза с низкими баллами ЕГЭ. Столичных университетов в списке мало: два частных вуза и ни одного государственного. Московский финансово-юридический университет и Российский новый университет имеют мягкие требования к платникам (54 балла). Санкт-Петербург представлен одним вузом - филиалом Финансового университета при Правительстве РФ.
Опубликованы предварительные итоги ЕГЭ по нескольким дисциплинам. Средний балл ЕГЭ по химии улучшился, результаты по истории, математике и литературе почти не изменились. Рособрнадзор получил 58 обращений по поводу нештатных ситуаций во время ЕГЭ. Небольшое число жалоб говорит о высоком уровне организации экзаменационной кампании. ЕГЭ по истории сдавали 83 000 учащихся, средний балл составил 55,85. Число выпускников, набравших от 61 до 80 баллов, увеличилось на 4500, стобалльников - 154. Экзамен по литературе выбрали более 37 000 школьников, средняя оценка улучшилась на несколько десятых балла. Число стобалльников составило 1418. Химия продолжает набирать популярность как дисциплина по выбору на ЕГЭ. Средний балл экзаменуемых по химии составил 58,15, доля выпускников с результатом выше 60 баллов выросла с 48,7 до 50%. Базовую математику в этом году писали более 328 000 выпускников, 36% получили пятерки.
Частное образование в России становится все более значимым в системе образования страны. Рост популярности частного образования обусловлен увеличением доходов населения, недоверием к государственному образованию и расширением выбора образовательных программ. Частные школы и университеты предлагают инновационные методы обучения и индивидуализированный подход к ученикам. Развитие инфраструктуры и конкуренция между частными образовательными учреждениями также влияют на рост популярности частного образования. Перспективы развития частного образования включают повышение качества образования, расширение выбора образовательных программ и услуг, улучшение доступности образования и сотрудничество между государственными и частными учебными заведениями.
Руководители негосударственных школ России обсудили, какими навыками будут обладать их выпускники через 10 лет. Выпускник должен обладать устойчивым представлением о себе, взаимодействовать с социальной реальностью и осмыслять происходящее. Школа должна научить работать со смыслами, самореализацией и ответственностью за свою жизнь. Новые школы не будут иметь недостатков государственной школы, таких как сакрализация фигуры учителя и воспитание. Школы новой волны создают индивидуализированные среды обучения, фокусируются на инициативности и самостоятельности учеников. Вопрос о том, смогут ли школы достичь запланированных результатов, остается открытым.
Статья представляет десять вариантов школ из разных регионов России. Школы предлагают разные форматы обучения и программы. Некоторые школы предоставляют индивидуальное обучение и тьюторскую поддержку. Школы развивают soft skills и английский язык. Некоторые школы предлагают предпрофильную подготовку и профориентацию. Школы проводят образовательные поездки и лагеря. Важно изучать программы, подходы, сертификаты и реальные отзывы при выборе школы.
Спорт, танцы и музыка - три самых популярных направления дополнительного образования для детей в 2025 году. В наибольшей степени вырос интерес к балету, в наименьшей - к плаванию. Сентябрь - время, когда дети начинают ходить в секции и кружки. Эксперты проанализировали объявления о дополнительных занятиях и определили наиболее востребованные направления. Танцы: наибольший рост спроса на брейк-данс (76%) и классическую хореографию (69%). Спорт: командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол) и плавание наиболее востребованы. Музыка и театр: интерес к музыкальному образованию растет, особенно к игре на аккордеоне (75%). Уроки пения и театрального мастерства также пользуются популярностью.
Таисия Протасова, студентка 11В класса Международной гимназии Сколково, набрала 1590 из 1600 баллов на экзамене SAT по английскому языку. Этот результат является одним из лучших в мире и превосходит средний балл по экзамену (около 1050). Таисия начала подготовку к экзамену в сентябре прошлого года и использовала систематический подход. Она мотивирована желанием поступить в университеты мечты и получить грант на обучение. Таисия благодарит гимназию и преподавателей за поддержку и знания. Успехи Таисии являются результатом её усердной работы и настойчивости.
В российских школах начались занятия цикла `Разговоры о важном` в соответствии с рекомендациями Минпросвещения. Некоторые предметы школьной программы были сокращены или готовятся к сокращению. В школах действуют новые правила, касающиеся дисциплины, оптимизации учебной нагрузки, выпускных экзаменов и др. Решение об отмене уроков обществознания в 6-8 классах было пересмотрено, и они будут преподаваться с 9 класса. Число часов, отводимых на обществознание в 9-10 классах, урежут с двух до одного. Минпросвещения планирует уменьшить число уроков иностранного языка в 5-7 классах с трех до двух в неделю. Школы могут взять за основу одну из моделей единого расписания, разработанных чиновниками. Единые учебники по истории будут использоваться для преподавания дисциплины старшеклассникам.
31 августа 1925 года был принят декрет о введении всеобщего начального обучения в СССР. Проблема грамотности населения активно обсуждалась со второй половины XIX века. Советская система образования строилась на передаче фундаментальных классических знаний и воспитании гражданина. В постсоветский период система образования в российском обществе фактически превратилась в сферу услуг. Престиж профессии учителя значительно снизился. Современное образование имеет свои достижения и недостатки. Советская система образования была порочной, не уделяла должного внимания основным правам и навыкам граждан.