52% российских родителей выбирают государственные школы для своих детей, 18% предпочитают частные школы с индивидуальным подходом. 13% выбрали онлайн-обучение, 5% - школы-пансионы. Полный пансион в среднем обходится в 30-60 тысяч рублей в месяц, в элитных школах - до 200 тысяч. Частные школы в регионах стоят от 30 до 50 тысяч рублей, в столице - от 80 до 150 тысяч рублей. В Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках большинство родителей тратят до 15 тысяч рублей на школьные материалы, учебники и дополнительные занятия. В регионах почти 60% родителей тратят до 5 тысяч рублей, 27% - от 5 до 10 тысяч рублей, 15% - больше 10 тысяч рублей. В 2025 году на подготовку первоклассника родителям в среднем пришлось потратить почти 40 тысяч рублей.
68% школьников, студентов и 79% взрослых планируют получать дополнительное образование в этом году. 52% учащихся хотят заниматься творчеством, 38% - иностранными языками, 25% - ИТ. 18% учащихся планируют развивать гибкие навыки, 17% - готовиться к экзаменам и олимпиадам. 78,6% взрослых с детьми хотят обучаться чему-либо, 50% без детей. 90% школьников и студентов сталкиваются с проблемами во время учебы, основными являются внутренние установки и настроение. 45% молодых людей подавлены из-за успеха сверстников, 33% - из-за низкой успеваемости. 25% учащихся страдают от прокрастинации, 23% - от перегрузки и выгорания, 19% - от страха не справиться с учебой, 18% - от низкой мотивации.
В последние годы наблюдается устойчивый рост интереса к частному образованию. Родители все чаще рассматривают альтернативу государственной системе. Частные школы предлагают индивидуальный подход к ученику и ограниченное количество мест в группах. Школы внедряют инновационные методики, включая проектное и междисциплинарное обучение. Низкая наполняемость классов обеспечивает персонализированное внимание. Школы подбирают квалифицированных преподавателей по конкурентным условиям. Четкая система мониторинга прогресса и регулярная обратная связь с родителями. Гибкое распределение учебной нагрузки и адаптация расписания под ученика. Расширенный образовательный контент, включая международные стандарты и авторские курсы. Развитие языковой среды с раннего возраста через ежедневную практику.
В Санкт-Петербурге представлено около 200 частных школ. В статье представлены пять лучших частных школ Санкт-Петербурга с уникальными профилями. «Хексли» — IT-направление для 5-11 классов с проектным обучением, мини-группами и полным днем. «Мирт» — гуманитарно-художественный уклон с творческими студиями и детским садом в центре города. «Аристос» — старейшая школа с возможностью пансиона и классическим образованием в малых группах. «Паскаль» — углубленное изучение языков и математики с emphasis на нравственное воспитание. «Гран» — современная школа с развитой системой допобразования и курсами для дошкольников.
Школа полного дня - промежуточное положение между продленкой и интернатом. В школе полного дня день выстроен по полноценному расписанию: учеба, отдых, обед, прогулки, досуговые и развивающие мероприятия. Школа полного дня - это не интернат: вечером дети возвращаются домой. Грамотно составленный режим позволяет чередовать занятия с отдыхом. Школа предлагает разнообразие кружков и секций для гармоничного развития ребенка. Родители могут быть спокойны, пока ребенок под присмотром и в безопасной среде. Школа полного дня подходит для детей с разными способностями и индивидуальными потребностями. Атмосфера в таком учреждении должна быть максимально комфортной и «домашней».
В Курганской области всего две частные школы: православная гимназия и железнодорожный лицей. В 1998 году Вадим Мазняк открыл частное образовательное учреждение `Зауральский Лицей`. В 1996 году была открыта частная школа для подготовки детей к первому классу, но она закрылась в 2013 году. Основная причина отсутствия частных школ в Кургане - отсутствие подходящих помещений. Для успешной работы частной школы нужны энтузиазм и финансы. Спрос на частные школы растет, так как современная школа несовершенна и перегружает детей. Репетиторы в Кургане демпингуют цены, делая открытие частной школы невыгодным.
В Госдуме приняли законопроект о курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов только в государственных образовательных учреждениях. Документ вносит изменения в статью 47 закона об образовании и начнет действовать с 1 сентября 2025 года. Учителя и воспитатели не смогут проходить курсы в частных учебных центрах. Курсы в государственных организациях будут проходить только те педагоги, которые реализуют определенные программы. Лица, не занимающие педагогическую должность, но желающие работать учителем, также не смогут проходить переподготовку в частных учебных центрах. Педагоги смогут получать дополнительное профессиональное образование только в государственных и муниципальных учреждениях, общероссийских спортивных федерациях, организациях на территориях «Сколково» и «Сириус», а также в образовательных организациях, учрежденных Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом, госкорпорацией или государственной компанией.
87% российских родителей выбирают кружки и секции для дополнительного образования детей. Вне академических предметов формируются гибкие навыки (soft skills). При перегрузе дополнительными активностями подростки теряют навыки саморегуляции и испытывают стресс. Частные школы предлагают различные направления внеклассной жизни: адаптация, STEAM-и творческие студии, экскурсии в технопарки, спорт и wellness, социальные и волонтерские проекты. Чтобы уберечь ребенка от выгорания, необходимо соблюдать баланс сна, учебы и отдыха, ограничение по СанПиН, следить за `зонами роста` и предоставлять `окно пустоты` в графике. Раз в полгода рекомендуется проводить `аудит увлечений` для оценки эффективности дополнительных занятий.
Хорошая частная школа в России - это внимание к ребёнку, раскрытие его потенциала и сильная академическая подготовка. Британская международная школа (BIS) предлагает образование по российской и международной программам с индивидуальным планом занятий для детей с недостаточным уровнем английского. Первая Московская гимназия - это партнёрство с МГУ им. Ломоносова и Финансовым университетом при Правительстве РФ, маленькие классы и преподаватели с высокой квалификацией. «Президент» - это уникальная программа обучения с индивидуальным планом для каждого ученика и возможностью поступления в зарубежные вузы без дополнительной подготовки. Павловская гимназия - это комплекс с различными корпусами, мастерскими, студиями и лабораториями для всестороннего развития детей. Ломоносовская школа - это индивидуальный подход, внимание к каждому ученику и углубленное изучение английского языка. Кембриджская международная школа (CIS) сочетает кембриджскую и российскую системы образования, предлагая сильные возможности для поступления в топовые вузы США и Европы.
В России наблюдается рост интереса к частным школам. Родители выбирают частные школы из-за качества образования и условий обучения. Частные школы рассматриваются как пространство для всестороннего развития ребенка. Преимущества частных школ: индивидуальный подход, малочисленные классы, расширенные и углубленные программы, развитие личности и навыков XXI века, тесный контакт с родителями, комфортная и безопасная среда, широкие возможности для дополнительного образования, подготовка к поступлению в ведущие вузы. Недостатки частных школ: не каждая школа гарантирует высокий результат, многое зависит от конкретного учреждения, состава педагогов и управленческой модели.
В России впервые составлен рейтинг частных образовательных организаций. Рейтинг будет частью различных рейтингов общеобразовательных школ. В России становится больше частных школ с высокими результатами обучения. Новый рейтинг будет востребован учащимися, родителями и школьными администрациями. Результаты исследования помогут определить частные школы с высоким уровнем подготовки детей. Основным критерием ранжирования будет доля выпускников частных школ, поступивших в ведущие вузы. Результаты рейтинга планируется опубликовать весной 2026 года.
Развитие частного школьного образования в России основано на стратегии переманивания клиентов из государственных школ. Бизнес должен предлагать `продвинутые` школы, отличающиеся от государственных. Использование цифровых инструментов с элементами ИИ становится важным для качественного отличия от государственной школы. Инвестиции в цифровую инфраструктуру, софт и ИИ обязательны при создании частной школы. Цифровые инструменты с ИИ могут помочь в управлении качеством образовательного продукта и повышении эффективности обучения. ИИ может выполнять роль виртуального академического наставника и адаптивных тренажеров для отработки навыков. Внедрение цифровых инструментов может привести к экономии фонда заработной платы и улучшению качества продукта. ИИ может использоваться для маркетинговой идеи, улучшения качества продукта и экономии на персонале.
RIS активно использует искусственный интеллект в образовании, интегрируя его в учебный процесс. Педагоги видят ИИ как инструмент, усиливающий мышление, креативность и инновационность учеников. RIS запустила новую IT-программу совместно с лидерами индустрии для подготовки учеников к жизни и карьере в мире с постоянными изменениями. Школа стремится сформировать культуру ответственного применения технологий и обеспечить безопасное и осознанное использование ИИ. ИИ является неотъемлемой частью всей программы обучения в RIS, включая предметы цифровой грамотности и информатики. AI помогает сделать процесс поиска и анализа источников в гуманитарных дисциплинах эффективнее, освобождая время для критического мышления.
Министерство образования и науки РФ предложило ввести обязательный ЕГЭ по истории для поступающих на гуманитарные специальности. Сдавать экзамен предстоит абитуриентам направлений «Издательское дело», «Социология», «Юриспруденция», «Таможенное дело», «Реклама и связи с общественностью», «Сервис» и ряду других. С марта 2026-го вузы самостоятельно будут решать, какой из экзаменов делать обязательным - по истории или по обществознанию. Если изменения примут, то они будут действовать для приёмных кампаний 2027-2029 годов. С 1 сентября 2026 года обществознание исключат из школьной программы 6-8 классов. Минобрнауки также предложило повысить пороговые значения баллов ЕГЭ для поступающих в подведомственные вузы.
Почти половина взрослых россиян хочет, чтобы их дети выбрали ту же профессию, что и они. 18% опрошенных готовы приложить усилия, чтобы дети пошли по их стопам. Треть респондентов (31%) готовы оставить решение за детьми, если они выберут другую профессию. Родители, заинтересованные в профессиональной преемственности, работают в сфере технологий и ИТ, маркетинга и рекламы, экономики и финансов. Около трети опрошенных не считают, что дети обязательно должны следовать их профессиональному пути. Родители, не желающие, чтобы дети выбрали их профессию, работают в торговле и ретейле, юриспруденции, медицине и здравоохранении. 13% родителей считают, что гибкие навыки, полученные в выбранной специальности, пригодились бы их детям в любой профессии.