Актуальные подходы в образовании: обзор семи методик педагогов-новаторов
В 70-80-е годы в СССР появились педагоги-новаторы, создававшие собственные методики преподавания. Идеи педагогов-новаторов совершили переворот в образовательном сообществе. Манифест педагогики сотрудничества провозглашал идеи свободного выбора, индивидуального подхода, коллективного творческого воспитания и учения без принуждения. Модель перевернутого урока, предложенная Милицей Нечкиной, предполагала самостоятельное изучение материала учениками перед обсуждением с преподавателем. Педагогика социального творчества, разработанная Игорем Ивановым, включала коллективное творческое дело как командную работу для создания нового, улучшающего жизнь общества. Опережающее обучение, предложенное Софьей Лысенковой, базировалось на использовании опорных схем и комментируемого управления для ускорения усвоения материала. Уроки творчества, разработанные Игорем Волковым, предоставляли детям возможность опробовать себя в разных сферах и развивать свои способности. Система опорных конспектов, разработанная Виктором Шаталовым, использовала опорные сигналы для запоминания материала и индивидуального подхода к обучению. Закон трех `о`, предложенный Евгением Ильиным, включал очарование учеников книгой, окрыление литературными героями и обворожение писателем. Система поэтапного обучения физике, разработанная Николаем Палтышевым, включала диагностику знаний учеников, создание благоприятной эмоциональной обстановки, знакомство с новыми приемами учебной деятельности и непосредственное освоение предмета.