Экстернат - форма обучения, позволяющая получить аттестат без отрыва от производства. В 1990-е и 2000-е младшие школьники, желающие быстрее пройти программу, зачислялись на семейное образование, а старшеклассники - на экстернат. Экстернат - это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании, при которой ученик самостоятельно осваивает программу и экстерном сдаёт промежуточные и итоговые аттестации. Экстерн находится на семейном образовании (самообразовании) и зачисляется в школу только для написания контрольных работ и сдачи экзаменов. Учиться экстерном можно с первого класса, с 1-го по 9-й класс экстернат имеет форму семейного образования, решение о переходе принимают родители. В 10-11-х классах экстернат воплощается в форме самообразования - решение может принять сам старшеклассник. Экстернат позволяет сократить срок обучения в школе: за год можно пройти программу сразу нескольких классов.
Выбор частной школы требует внимания к наличию лицензии на образовательную деятельность. Лицензия должна быть государственной или частной, но обязательно должна быть. Школа с лицензией имеет право учить детей с 1 по 11 класс и работать по ФГОС. Государственная аккредитация позволяет школе самостоятельно выдавать аттестаты. Школа без аккредитации должна прикреплять ребенка к другой аккредитованной школе для получения аттестата. Лицензия на дополнительное образование детей и взрослых не дает права на обучение по школьной программе и выдачу аттестатов. Отсутствие лицензии может привести к проблемам при переводе, аттестации или поступлении ребенка. Родители имеют право требовать показать лицензию и узнать об аккредитации школы.
Перевод ребенка в другую школу возможен по желанию родителей или учащегося в любой момент. Для перевода необходимо запросить информацию о свободных местах в новой школе и пройти индивидуальный отбор при необходимости. Каждая школа должна разработать локальный акт о порядке и основаниях перевода. Государственные школы являются бесплатными, частные школы предлагают обучение в форме полупансиона, еженедельного или полного пансиона. Перевод в другую школу может быть вызван объективными и субъективными причинами, такими как закрытие школы, переезд семьи, отставание в обучении или конфликты с учителями.
Частное среднее образование в России становится все более популярным из-за неудовлетворительного уровня государственных школ и роста благосостояния населения. Дискуссии о преимуществах и недостатках частных школ продолжаются уже много лет. Государственные и частные школы имеют свои плюсы и минусы, и выбор школы зависит от индивидуальных предпочтений и потребностей родителей. Мифы о частных школах включают их дороговизну, заниженные требования к знаниям и злоупотребление авторскими методиками.
В России все больше родителей предпочитают частные школы для своих детей. Частные школы предлагают индивидуальный подход и меньшее количество учеников в классе. Родители считают, что в частных школах преподавание более качественное и ребенок развивается быстрее. Частные школы помогают детям со слабым здоровьем и одаренным детям. Выбор школы зависит от родителей, но важно учитывать условия обучения, квалификацию сотрудников и режим дня.
Родители всё чаще выбирают частные школы для обучения детей. Частная школа - коммерческое образовательное заведение, соответствующее государственным стандартам. Государственная школа финансируется и контролируется государством, обучение бесплатное. Общее между частными и государственными школами: обеспечение образования, охрана здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности, продолжительность учебного года, каникул, сроки и формы аттестации, социально-педагогическая поддержка, психологическая помощь. Отличия частной школы от государственной: качество работы, учредителями могут быть отдельные лица, организации, местные власти, профсоюзы, бюджет, качество образовательного процесса, спецкурсы, факультативы, увеличение часов на отдельные предметы, элитные частные школы имеют международную аккредитацию, выпускники получают возможность продолжить образование в зарубежных учебных заведениях, компетентность учителей, использование современных технологий.
Лицензия на образовательную деятельность подтверждает безопасность бизнеса для людей. Лицензию должны получить ИП и компании, соответствующие критериям, перечисленным в положении о лицензировании. Образовательная деятельность - это обучение по программе, включающей список дисциплин, расписание занятий и критерии для оценки знаний. Общие требования для образовательного бизнеса: написать программу, предоставить ученикам необходимые материалы и оборудование, арендовать помещение, получить справку санэпидемстанции, нанять педагогов с опытом работы в сфере обучения.
Более трети российских школьников высоко оценивают свою подготовку к ЕГЭ. 1 из 10 метит в высокобалльники. 20% не готовы к ЕГЭ и ожидают плохих результатов. 48% чувствуют себя относительно уверенно. 11% рассчитывают набрать 80 и более баллов на ЕГЭ. 37% считают свой уровень подготовки выше, чем у одноклассников. 50% респондентов уже определились с выбором вуза. 55% хотели бы получать высшее образование за счет государства, но не думают, что это возможно. 30% считают, что не поступят на бюджет и не будут пытаться. 14% считают, что смогут учиться в университете бесплатно.
Родители детей 5-18 лет считают, что единоборства укрепляют здоровье и развивают важные личностные качества. 80% опрошенных видят основную пользу занятий в тренировке тела и духа. 78% считают, что единоборства учат постоять за себя, 63% - формируют характер, 57% - способствуют общему развитию. 40% опрошенных считают важным социальный аспект: новые друзья и коммуникативные навыки. 30% видят в единоборствах формирование патриотизма, 28% - положительный пример тренера, 22% - правильные нравственные ориентиры. 8% рассматривают тренировки как возможный старт профессиональной спортивной карьеры. Родители высоко оценивают вклад единоборств в развитие у детей стойкости, уверенности, целеустремленности, внутренней опоры, дисциплины и ответственности.
Негосударственная сфера образования в России охватывает до 3 миллионов человек. В негосударственных образовательных учреждениях обучается 1,5 миллиона человек. Частный сектор демонстрирует активное развитие на всех уровнях образования. Негосударственное образование имеет преимущества, такие как быстрое реагирование на запросы рынка, индивидуальный подход к обучающимся и решение проблем с очередями в детские сады. Основные барьеры развития частного сектора в образовании: проблемы с помещениями, конкуренция с госсектором, приоритет бесплатного образования и сложности взаимодействия с государственными школами и вузами. Основные точки роста для частного образования: онлайн-образование, гибридные форматы, использование искусственного интеллекта, школы и классы для детей с ОВЗ и работа с обучающимися с низкими образовательными результатами.
Госдума планирует изменить подходы к домашнему заданию в школах в сентябре. Спикер Госдумы Вячеслав Володин предложил отменить домашние задания из-за чрезмерной нагрузки на школьников. Министр просвещения Сергей Кравцов сообщил о введении единых нормативов по объему домашнего задания с нового учебного года. 70% слушателей Бизнес ФМ выступили за сохранение домашних заданий. Школьники, скорее всего, выступили бы за отмену домашних заданий. Современные сторонники сохранения домашних заданий указывают на закрепление материала и развитие навыков тайм-менеджмента и исследований. Противники домашних заданий указывают на увеличение стресса у детей, снижение физической активности и угрозы психических расстройств. Нормативы по объему домашнего задания уже существуют в виде рекомендаций Минпросвещения.
Выбор частной начальной школы требует тщательного подхода и проверки лицензии и аккредитации. Частные школы в России обязаны следовать ФГОС и ФООП, но могут предлагать авторские программы. Важно изучить программу обучения и дополнительные занятия, кружки и продленку. Собирайте информацию из разных источников, включая официальные сайты школ и Рособрнадзора, отзывы родителей, учеников и выпускников. Оценивайте информацию критически, учитывая особенности семьи и ребенка. Познакомьтесь со школой лично, посетив день открытых дверей, встречи с учителями и администрацией, а также прогуляйтесь по школьному двору. Изучите педагогический состав, квалификацию учителей и их опыт. Учитывайте оснащение и безопасность школы, включая видеонаблюдение, пропускную систему, пожарную сигнализацию и охрану. Оцените расположение школы, близость к дому и наличие парковки и удобного подъезда. Изучите устав школы, чтобы понять цели, правила поведения, права учеников и требования к обучению. Учитывайте мнение ребенка и семейные ценности при выборе школы.
Частные школы в России вызывают смешанные чувства и недоверие к негосударственному образованию. Первые частные школы в России возникли более 300 лет назад. Екатерина II ввела строгий контроль за частным образованием, требуя разрешения от приказа общественного призрения. Октябрьская революция прервала развитие частного образования на многие годы. В 1991 году частные школы снова начали появляться в России. Частные школы играют важную роль в образовательной системе, обеспечивая альтернативу государственной школе. Негосударственные школы имеют аккредитацию и должны соответствовать государственным стандартам. Индивидуальный подход и забота о физическом и психологическом комфорте детей являются главными особенностями частных школ.
Близость к дому, безопасность маршрута до школы и репутация являются главными критериями при выборе учебного заведения для ребенка. 37% опрошенных родителей хотели бы, чтобы их ребенок посещал частную школу. 48% родителей испытывают волнение перед началом учебного года у первоклассников. 25% опрошенных считают самым стрессовым учебный год в 11-м классе из-за ЕГЭ и организации выпускного. 21% испытывают максимальный стресс при выборе колледжа для девятиклассников. 6% считают, что самый большой стресс переживают родители детей, переходящих из начальной школы в пятый класс. 82% родителей используют учебники, пособия, литературу, приложения, игры и игрушки для подготовки ребенка к школе. 83% опрошенных руководствуются близостью к дому при выборе школы для детей. 36% учитывают удобство и безопасность дороги до школы, 33% - репутацию школы, 23% - мнение друзей и знакомых. 17% родителей ориентируются на профиль школы, 16% - на ее место в рейтингах.
Школа полного дня - промежуточное положение между продленкой и интернатом. В школе полного дня день выстроен по полноценному расписанию: учеба, отдых, обед, прогулки, досуговые и развивающие мероприятия. Школа полного дня - это не интернат: вечером дети возвращаются домой. Грамотно составленный режим позволяет чередовать занятия с отдыхом. Школа предлагает разнообразие кружков и секций для гармоничного развития ребенка. Родители могут быть спокойны, пока ребенок под присмотром и в безопасной среде. Школа полного дня подходит для детей с разными способностями и индивидуальными потребностями. Атмосфера в таком учреждении должна быть максимально комфортной и «домашней».