Развитие искусственного интеллекта требует пересмотра образования и определения ключевых компетенций для будущего. Выделяются четыре компетенции, которые останутся важными в эпоху ИИ: алгоритмическое мышление, критическая оценка информации, креативность и эмоциональный интеллект. Школа должна использовать современные методы обучения, такие как глубокое исследование и проектная деятельность, для развития этих компетенций. Современная школа должна быть открытой миру и адаптировать лучшие педагогические идеи из разных стран. Важно смотреть на суть образования, а не на фасад, и выбирать школу, которая учит думать, исследовать, творить и общаться. Образование в эпоху ИИ - это не отказ от классических ценностей, а их новая интерпретация, фокусирующаяся на способности видеть связи между явлениями.
RIS активно использует искусственный интеллект в образовании, интегрируя его в учебный процесс. Педагоги видят ИИ как инструмент, усиливающий мышление, креативность и инновационность учеников. RIS запустила новую IT-программу совместно с лидерами индустрии для подготовки учеников к жизни и карьере в мире с постоянными изменениями. Школа стремится сформировать культуру ответственного применения технологий и обеспечить безопасное и осознанное использование ИИ. ИИ является неотъемлемой частью всей программы обучения в RIS, включая предметы цифровой грамотности и информатики. AI помогает сделать процесс поиска и анализа источников в гуманитарных дисциплинах эффективнее, освобождая время для критического мышления.
В Техасе открылась частная школа Alpha, где ИИ является основой учебного процесса. Вместо учителей используются алгоритмы и пошаговые инструкции, которые выполняют роль наставников и мотиваторов. Ученики начальных классов проводят утро за компьютерами, где ИИ-программа подстраивает обучение под их уровень и скорость. После обеда школьники переходят к практическим занятиям, включая проекты, публичные выступления и финансовую грамотность. Основательница школы Маккензи Прайс утверждает, что модель обучения уже доказала свою эффективность. Обучение в Alpha обходится родителям минимум в $40 000 в год, но школа быстро растет и уже имеет 16 кампусов. Критики сомневаются в способности ИИ заменить педагога, называя Alpha `экспериментом для богатых`. Представители школы уверены, что за ИИ-образованием будущее, где алгоритмы будут знать, чему и как учить детей лучше учителей-людей.
Искусственный интеллект (ИИ) проникает во все сферы жизни, включая образование. Учебники по ИИ для учеников 5-9 классов разрабатываются и скоро появятся в школах. ИИ помогает анализировать данные, принимать решения и предлагать помощь для решения сложных задач. Новые технологии применяются для решения практических задач в городском транспорте и других сферах. ИИ упрощает жизнь, экономит время и делает привычные вещи удобнее. Важно научить людей использовать технологии ИИ ответственно и эффективно. В будущем ИИ будет еще более интегрирован в повседневную жизнь, от умных домов до персональных помощников. Внедрение уроков по ИИ в школы делает технологии понятными и доступными для всех.
Искусственный интеллект может сократить нагрузку на преподавателей в 4-5 раз. В России уже реализуются десятки проектов с ИИ в образовании. Виртуальные помощники и гибридные формы обучения активно развиваются в стране. Две трети образовательных организаций применяют ИИ в тестовом режиме. Активное внедрение ИИ наблюдается в 89 регионах России, включая контроль ЕГЭ. В российских школах наиболее востребованы системы компьютерного зрения и распознавания речи, рекомендательные системы на основе предиктивной аналитики и технологии автоматизированной проверки домашних заданий. Первые результаты внедрения ИИ показывают положительную динамику, включая анализ поведения учащихся и формирование индивидуальных траекторий обучения. Существуют барьеры для массового внедрения ИИ, включая неравные возможности доступа к цифровым ресурсам.
Эксперты обсудили применение ИИ в образовании: алгоритмы, кейсы, образовательные проекты. Три основных типа ИИ: ансамбли алгоритмов, предобученные нейросети, нейросети в сфере теневого глубокого обучения. Примеры использования ИИ в образовании: подбор команд, диагностика коммуникативных навыков, автоматическая разработка заданий, проверка открытых ответов, учебная аналитика. ИИ может быть полезен в повторяющихся задачах обучения с алгоритмизацией. Для автоматизации процессов с ИИ нужен выход на огромные массивы данных. Второй критерий целесообразности использования ИИ - время. Четыре этических рекомендации для внедрения ИИ в образовательные проекты: проверка и верификация технологии, мониторинг работы ИИ, использование ИИ там, где можно понять его решения, ИИ - помощник, а не заместитель учителя, цифровизация образования должна помочь студенту реализовать его потенциал.
Президент России утвердил «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года». ИИ называют одной из важнейших технологий, влияющей на рост экономики, повышение качества медицинской помощи, труда, жизни и образования. Российские университеты разработали более 100 образовательных программ по ИИ. В 2022-2023 годах более 30 тысяч преподавателей прошли курсы повышения квалификации по работе с ИИ. Школьников также учат работать с нейросетями. В будущем модули по работе с ИИ предлагается внедрять во все образовательные программы. Не все образовательные организации готовы внедрять ИИ в свою деятельность. Применение ИИ в образовании постепенно стандартизируется.
Домашние задания являются важной частью образовательного процесса. Дискуссии о целесообразности домашних заданий продолжаются с XIX века. Лев Толстой и Константин Ушинский имели разные взгляды на домашние задания. У учебной работы дома есть как положительные, так и отрицательные последствия. Отказ от домашних заданий может повысить интерес детей к учебе и снизить уровень стресса. Некоторые учителя и чиновники выступают за отмену домашних заданий. Роль домашнего задания в образовательном процессе: запоминание информации, повторение, вспоминание, активное восприятие, контакт с информацией в разных средах, закрепление и углубление знаний, формирование привычки к самодисциплине. Объем домашних заданий регулируется на федеральном уровне, но не всегда контролируется. Дифференцированный подход к составлению домашних заданий может помочь учесть особенности разных групп детей.
10 октября в Москве состоится IV международная педагогическая конференция «Открытая школа в глобальном мире». Эксперты из России, Европы, Азии и Латинской Америки обсудят тренды и проблемы современного образования. Центральной темой конференции станут изменения в образовании под влиянием цифровизации и искусственного интеллекта. Участники обсудят подготовку к технологическому будущему, трансформацию школы и создание образовательной среды в условиях диджитализации. Форум пройдет в очном формате с возможностью онлайн-участия. Среди спикеров будут представители различных образовательных организаций и эксперты в области педагогики. Конференция станет площадкой для установления профессиональных контактов и развития партнерских отношений между образовательными организациями.
Актуальность вопроса образования в современном мире. Государственные школы воспитывают `удобных` граждан, ЕГЭ становится сложнее без репетиторов. Частные школы имеют разные уровни престижности и доступности. Преимущества маленьких частных школ: индивидуальный подход, небольшие группы, высококлассное оснащение. Школы, созданные энтузиастами, предлагают другую среду для детей и их родителей. Смысл образования - ключевой фактор для мотивации детей.
Реклама. ООО `ИНСАР`. ИНН 7811264695
Реклама. АНОО «Школа ООО «Рыбаков ПлэйСкул» Дегунино». ИНН 7743450147
Реклама. НОУ `Частная школа `Взмах`. ИНН 7811040656
Агрессивное поведение ребенка в школе требует незамедлительных действий. Задача педагога - помочь справиться с агрессией и снизить злость. Типовая инструкция для учителей `Как остановить агрессивное поведение` подготовлена Минпросвещения и Центром защиты прав и интересов детей. Инструкция направлена в школы России для решения конфликтов в школах. Агрессия - это деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам общества. Эксперты советуют учителям начать с себя и восстановить самоконтроль при проявлении агрессии ребенка. В ситуации агрессии нужно действовать оперативно и оценить состояние ребенка и ситуацию в целом. Если агрессивные действия ребенка становятся небезопасными, необходимо обеспечить эвакуацию других детей и вызвать охрану или администрацию школы. Инструкция также предлагает способы снизить эмоциональный накал ребенка через вербализацию и обсуждение ситуации наедине.
В школах и колледжах России произошли некоторые изменения в 2025 году. Введено единое расписание, привязанное к суточным и недельным биоритмам детей. Снижена учебная нагрузка, контрольные должны занимать не более 10% учебного времени. Контроль над домашними заданиями, призванными отнимать не более 3,5 часа у старшеклассников каждый день. Цифровые задания разгружены, но их разгрузка началась еще в прошлом учебном году. Отдельные учителя как задавали перед МЦКО «полотна» заданий, так и продолжают. В 9-м классе продолжается эксперимент с «усекновением» и делением на два ОГЭ. Поступающие в колледж сдают только два основных предмета, русский язык и математику.
Эксперимент с упрощенной сдачей ОГЭ для поступающих в колледжи распространится еще на 9 регионов. Правительство России решило продлить эксперимент по расширению доступности СПО. Выпускники 9-х классов смогут сдавать только два обязательных предмета для получения аттестата. В целом по стране на 37% увеличился прием в образовательные учреждения системы СПО. Подготовка будущих специалистов ведется по модульной системе с практической частью до 80% обучения. Ранее правительство России предложило внести в эксперимент Татарстан, Московскую, Ростовскую, Тверскую и Тюменскую области.
Ассоциация негосударственного образования разрабатывает комплексную стратегию развития частного образования в России. Стратегия охватывает все уровни образования и направлена на идентификацию надежных партнеров, выработку внутренних правил игры и повышение качества образовательных услуг. Ключевым направлением стратегии является развитие инструментов саморегулирования, включая профессионально-общественную оценку качества и внутренние стандарты. Стратегия также предусматривает выравнивание условий для частных и государственных образовательных организаций и развитие государственно-частного партнерства.
Рынок труда в России переживает период массовых сокращений и оптимизации. Гибкие навыки станут пропуском в профессию для нового поколения. Топ-менеджеры крупных российских компаний назвали навыки, которые стоит развивать у детей для успешной карьеры. Важнейший навык - умение мечтать, фантазировать, предлагать идеи и делиться ими. Необходимо развивать умение видеть сильные стороны людей и признавать таланты окружающих. Важно уметь брать на себя ответственность и делать первый шаг.