Миллионы детей идут в школу, не задумываясь о том, кто стоит за их знаниями. Учитель - тот невидимый архитектор будущего, который формирует личность, воспитывает характер и открывает горизонты. Сегодня учитель не просто передаёт знания - он борется с перегрузкой, демографическим спадом и усталостью. За последние годы число учителей в России уменьшается. Особенно быстро сокращается число педагогов в сельской местности - в среднем на 1,7% в год против 0,1-0,2% в городах. В России закрылось почти три тысячи сельских школ, что еще больше усугубило кадровую ситуацию. Нагрузка на сельских педагогов зачастую превышает все разумные пределы. В ближайшие четыре-пять лет на заслуженный отдых могут уйти более 100 тысяч педагогов, что усугубит кадровый дефицит.
В 2025 году 18 миллионов учеников пойдут в российские школы, включая 1,5 миллиона первоклассников. День знаний в России традиционно отмечается 1 сентября. В 2025 году День знаний приходится на понедельник. Учебный год 2025/2026 начинается 1 сентября и заканчивается 26 мая 2026 года. Школы с четвертной системой имеют четыре недели каникул, с триместровой - пять недель. 1 сентября 2025 года не является официальным выходным в России. История Дня знаний в России начинается с 1930-х годов, когда было принято постановление о начале учебного года с 1 сентября.
С 1 сентября 2025 года в российских школах вступят в силу новые правила и образовательные стандарты. Изменения касаются учебных программ, организации учебного процесса, цифровизации и даже питания. Единое расписание уроков и синхронизация школьных программ. Снижение учебной нагрузки и сокращение числа контрольных. Реформы призваны сделать обучение более сбалансированным и снизить стресс у школьников. В 5-7 классах обществознание исключат из расписания, для 8-9 классов сохранят в прежнем формате. Освободившиеся часы направят на усиление исторического образования. Оценки за поведение: возвращение старой традиции или необходимость времени. С 1 сентября 2025 года в некоторых школах могут запустить пилотный проект по оценке поведения учащихся.
С 1 сентября в российских школах ограничат объем домашних заданий. Новые нормы установлены законодательно. Приказ № 704 устанавливает календарно-урочное планирование, количество контрольных и проверочных работ, домашние задания. В сфере образования ведется системная работа по созданию безопасных условий и сбалансированной учебной и внеучебной нагрузки для школьников. Школьная программа ориентирована на академические достижения, но физическое и эмоциональное благополучие детей отходит на второй план. Родители жалуются на чрезмерную нагрузку в школах, на постоянное усложнение учебной программы и на подготовку к контрольным и экзаменам.
С 2025 года обществознание исчезнет из расписания средних классов в России. Изменения в преподавании обществознания связаны с развитием навыков анализа, критического мышления и командной работы. Цель реформы - научить детей применять знания в реальной жизни и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Изменения будут проходить поэтапно, чтобы школы и педагоги могли плавно адаптироваться к новому формату. Обществознание будет заменено интеграцией отдельных тем в уже существующие предметы и новыми дисциплинами, направленными на развитие `гибких навыков`. Реформа ставит перед школой новые, амбициозные задачи и требует от выпускников большей самостоятельности и обращения к дополнительным ресурсам.
Россия представит концепцию `идеальной школы` на международном уровне. Министр просвещения России Сергей Кравцов сообщил об этом во вторник. Концепция основана на лучших традициях советского периода и отечественной педагогики. Будет представлена новая система оценки качества образования. Система основана на трёх принципах: неполитизированность, актуальность, прозрачность. Министр подчеркнул важность этих принципов для создания альтернативной системы оценки.
Российские школы стали чаще искать преподавателей некоторых дисциплин. Больше всего год к году выросла потребность в учителях математики. Максимальное число вакансий пришлось на учителей информатики. С начала года в России увеличился спрос на учителей-предметников. В наибольшей степени в России выросла потребность в преподавателях математики. Также вырос спрос на преподавателей биологии, русского языка и литературы, английского языка, химии и информатики. Больше других зарабатывают учителя русского языка и литературы. Зарплаты учителей английского составляют 35 000 - 65 000 рублей, биологии - 40 000 - 60 000, химии - 45 000 - 65 000, математики и информатики - 45 000 - 70 000 рублей в месяц.
37% родителей в Кемеровской области выбрали бы частное образование для своих детей-школьников. Большинство родителей отдают детей в государственные школы, но 32-43% опрошенных отдали бы ребёнка в негосударственную школу. Из 304 тысяч кузбасских школьников только 909 человек учатся в частных школах (0,3% от общего числа). В регионе работают пять частных школ, их число не менялось за последние пять лет. Стоимость обучения в частных школах варьируется от 40 до 90 тыс. рублей в месяц. Результаты ЕГЭ и ОГЭ выпускников частных школ сопоставимы с результатами в муниципальных школах. 80% выпускников 11 классов частных школ поступают в вузы, 5% - в колледжи и техникумы. Педагог частной школы отмечает, что условия в частных школах отличаются от обычных школ: дети находятся целый день, классы меньше, учителей больше, за каждым классом закреплён воспитатель. Обучение в частной школе могут позволить себе люди с хорошими доходами, такие как предприниматели, топ-менеджеры предприятий и крупные чиновники.
Миллионы детей идут в школу, не задумываясь о том, кто стоит за их знаниями. Учитель - тот невидимый архитектор будущего, который формирует личность, воспитывает характер и открывает горизонты. Сегодня учитель не просто передаёт знания - он борется с перегрузкой, демографическим спадом и усталостью. За последние годы число учителей в России уменьшается. Особенно быстро сокращается число педагогов в сельской местности - в среднем на 1,7% в год против 0,1-0,2% в городах. В России закрылось почти три тысячи сельских школ, что еще больше усугубило кадровую ситуацию. Нагрузка на сельских педагогов зачастую превышает все разумные пределы. В ближайшие четыре-пять лет на заслуженный отдых могут уйти более 100 тысяч педагогов, что усугубит кадровый дефицит.
Лапта, капоэйра и подводный хоккей входят в школьную программу разных стран мира. Кабадди - командная игра, развивающая дыхательную систему и зародившаяся около 3000 лет назад. Капоэйра - традиционное боевое искусство, преподающееся в бразильских школах. Подводный хоккей - командная игра в ластах и маске с трубкой, развивающая координацию движений. Чинлон - традиционная бирманская игра с ротанговым мячом, напоминающая причудливый танец. Чукбол - командный вид спорта, изобретенный в 1970-е годы, напоминающий гандбол, волейбол и сквош.
Сетевое издание `Владимирские новости` провело круглый стол по теме `Образование` в центре `Мой бизнес`. Обсуждались плюсы и минусы частных и государственных школ. Обучение в частных школах обычно стоит дороже, но родители часто спорят о том, где лучше учиться детям. В частных школах больше возможностей уделять внимание ученикам индивидуально. В госшколах больше детей, что позволяет завести друзей. Социализация в государственных школах может быть хуже из-за разрыва между учениками младших и старших классов. Частная гимназия может создавать семейную атмосферу на праздниках и в процессе учёбы благодаря меньшему количеству учеников. Онлайн-школы и семейное образование также являются способами образования, которые могут быть менее конкурентноспособными по сравнению с государственными образовательными учреждениями.