Больше половины россиян считают, что умение пользоваться нейросетями дает конкурентное преимущество на рынке труда. 7% опрошенных видят в этом навыке козырь при трудоустройстве, 54% считают его важным в ближайшем будущем. Спрос на услуги, связанные с ИИ, растет, особенно на создание видео и генерацию изображений, а также обучение разработке нейросетей. 39% респондентов планируют освоить нейросети самостоятельно, 23% рассчитывают на помощь друзей и родственников, 21% готовы заплатить за обучение. 17% опрошенных не планируют учиться работе с нейросетями. 46% респондентов пока не используют ИИ в работе. Владение ИИ-инструментами становится обязательным навыком, повышая эффективность работы. Преимущество на рынке труда получают те, кто понимает, как и зачем использовать нейросети, знает их слабые места и не путает результаты работы с заключениями специалистов.
Революция, которую совершает на рынке труда ИИ, изменит подходы к подготовке специалистов. ИИ и машинное обучение трансформируют экономику и создают новые профессии. Специалисты по обучению больших языковых моделей улучшают качество генерации текста, кода, изображений и др. Разработчики систем ИИ-безопасности создают и тестируют механизмы защиты ИИ-систем. Специалисты по этичному использованию ИИ решают вопросы конфиденциальности данных, алгоритмической справедливости и дискриминации. Архитекторы данных для ИИ проектируют инфраструктуру для сбора, хранения и передачи информации, пригодной для машинного обучения. Промпт-инженеры оптимизируют промпты - запросы к нейросетям для выдачи результатов и адаптации запросов к различным задачам. Робототехника и ИИ-технологии изменят рынок труда и создадут новые карьерные перспективы для одних профессий и усилят конкуренцию для других.
Большинство россиян считают отечественную систему образования далекой от идеала. Основные проблемы: нехватка педагогических кадров, отсутствие хороших школ и вузов, перегрузка учебной программы. В новом учебном году школьников и студентов ждут перемены, но проблемы остаются. Молодые респонденты считают образование структурированным, практико-ориентированным и престижным. Взрослые настроены скептически, указывая на поверхностность методик. Старшее поколение полагает, что образование в России обеспечивает высокий уровень подготовки учащихся. Все опрошенные считают отечественное образование доступным и направленным на поддержку талантливых школьников и студентов.
Руководители негосударственных школ России обсудили, какими навыками будут обладать их выпускники через 10 лет. Выпускник должен обладать устойчивым представлением о себе, взаимодействовать с социальной реальностью и осмыслять происходящее. Школа должна научить работать со смыслами, самореализацией и ответственностью за свою жизнь. Новые школы не будут иметь недостатков государственной школы, таких как сакрализация фигуры учителя и воспитание. Школы новой волны создают индивидуализированные среды обучения, фокусируются на инициативности и самостоятельности учеников. Вопрос о том, смогут ли школы достичь запланированных результатов, остается открытым.
Термин life-long learning стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Быстрое получение новых знаний и выбор среди множества образовательных курсов являются важными умениями. Новые образовательные курсы появляются ежедневно, охватывая различные сферы жизни. Обилие информации может вызвать FOMO-эффект и страх упустить что-то важное. Грамотное применение концепции life-long learning помогает избежать тревожности и наслаждаться комфортной жизнью. Родители могут помочь своим детям в выборе дополнительных занятий и курсов, опираясь на их интересы и желания. Важно развивать у подростков любознательность и исследовательский подход к своим интересам. Открытость новым знаниям и обмен опытом с детьми способствуют их развитию и поддержке. Рефлексия и подведение итогов после прохождения курсов помогают детям понимать свои достижения и учиться на них. Деление идеями с другими родителями может привести к организации интересных мероприятий и формированию сообщества единомышленников.
Реклама. ШКОЛА `МОРОЗКО`. ИНН 7701172145
Реклама. ЧОУ `ШКОЛА ПУТЬ К УСПЕХУ`. ИНН 7751027376.
В России впервые составлен рейтинг частных образовательных организаций. Рейтинг будет частью различных рейтингов общеобразовательных школ. В России становится больше частных школ с высокими результатами обучения. Новый рейтинг будет востребован учащимися, родителями и школьными администрациями. Результаты исследования помогут определить частные школы с высоким уровнем подготовки детей. Основным критерием ранжирования будет доля выпускников частных школ, поступивших в ведущие вузы. Результаты рейтинга планируется опубликовать весной 2026 года.
Развитие частного школьного образования в России основано на стратегии переманивания клиентов из государственных школ. Бизнес должен предлагать `продвинутые` школы, отличающиеся от государственных. Использование цифровых инструментов с элементами ИИ становится важным для качественного отличия от государственной школы. Инвестиции в цифровую инфраструктуру, софт и ИИ обязательны при создании частной школы. Цифровые инструменты с ИИ могут помочь в управлении качеством образовательного продукта и повышении эффективности обучения. ИИ может выполнять роль виртуального академического наставника и адаптивных тренажеров для отработки навыков. Внедрение цифровых инструментов может привести к экономии фонда заработной платы и улучшению качества продукта. ИИ может использоваться для маркетинговой идеи, улучшения качества продукта и экономии на персонале.
RIS активно использует искусственный интеллект в образовании, интегрируя его в учебный процесс. Педагоги видят ИИ как инструмент, усиливающий мышление, креативность и инновационность учеников. RIS запустила новую IT-программу совместно с лидерами индустрии для подготовки учеников к жизни и карьере в мире с постоянными изменениями. Школа стремится сформировать культуру ответственного применения технологий и обеспечить безопасное и осознанное использование ИИ. ИИ является неотъемлемой частью всей программы обучения в RIS, включая предметы цифровой грамотности и информатики. AI помогает сделать процесс поиска и анализа источников в гуманитарных дисциплинах эффективнее, освобождая время для критического мышления.
Министерство образования и науки РФ предложило ввести обязательный ЕГЭ по истории для поступающих на гуманитарные специальности. Сдавать экзамен предстоит абитуриентам направлений «Издательское дело», «Социология», «Юриспруденция», «Таможенное дело», «Реклама и связи с общественностью», «Сервис» и ряду других. С марта 2026-го вузы самостоятельно будут решать, какой из экзаменов делать обязательным - по истории или по обществознанию. Если изменения примут, то они будут действовать для приёмных кампаний 2027-2029 годов. С 1 сентября 2026 года обществознание исключат из школьной программы 6-8 классов. Минобрнауки также предложило повысить пороговые значения баллов ЕГЭ для поступающих в подведомственные вузы.
Почти половина взрослых россиян хочет, чтобы их дети выбрали ту же профессию, что и они. 18% опрошенных готовы приложить усилия, чтобы дети пошли по их стопам. Треть респондентов (31%) готовы оставить решение за детьми, если они выберут другую профессию. Родители, заинтересованные в профессиональной преемственности, работают в сфере технологий и ИТ, маркетинга и рекламы, экономики и финансов. Около трети опрошенных не считают, что дети обязательно должны следовать их профессиональному пути. Родители, не желающие, чтобы дети выбрали их профессию, работают в торговле и ретейле, юриспруденции, медицине и здравоохранении. 13% родителей считают, что гибкие навыки, полученные в выбранной специальности, пригодились бы их детям в любой профессии.