Выбор частной школы требует внимания к наличию лицензии на образовательную деятельность. Лицензия должна быть государственной или частной, но обязательно должна быть. Школа с лицензией имеет право учить детей с 1 по 11 класс и работать по ФГОС. Государственная аккредитация позволяет школе самостоятельно выдавать аттестаты. Школа без аккредитации должна прикреплять ребенка к другой аккредитованной школе для получения аттестата. Лицензия на дополнительное образование детей и взрослых не дает права на обучение по школьной программе и выдачу аттестатов. Отсутствие лицензии может привести к проблемам при переводе, аттестации или поступлении ребенка. Родители имеют право требовать показать лицензию и узнать об аккредитации школы.
Перевод ребенка в другую школу возможен по желанию родителей или учащегося в любой момент. Для перевода необходимо запросить информацию о свободных местах в новой школе и пройти индивидуальный отбор при необходимости. Каждая школа должна разработать локальный акт о порядке и основаниях перевода. Государственные школы являются бесплатными, частные школы предлагают обучение в форме полупансиона, еженедельного или полного пансиона. Перевод в другую школу может быть вызван объективными и субъективными причинами, такими как закрытие школы, переезд семьи, отставание в обучении или конфликты с учителями.
Частное среднее образование в России становится все более популярным из-за неудовлетворительного уровня государственных школ и роста благосостояния населения. Дискуссии о преимуществах и недостатках частных школ продолжаются уже много лет. Государственные и частные школы имеют свои плюсы и минусы, и выбор школы зависит от индивидуальных предпочтений и потребностей родителей. Мифы о частных школах включают их дороговизну, заниженные требования к знаниям и злоупотребление авторскими методиками.
В России все больше родителей предпочитают частные школы для своих детей. Частные школы предлагают индивидуальный подход и меньшее количество учеников в классе. Родители считают, что в частных школах преподавание более качественное и ребенок развивается быстрее. Частные школы помогают детям со слабым здоровьем и одаренным детям. Выбор школы зависит от родителей, но важно учитывать условия обучения, квалификацию сотрудников и режим дня.
Родители всё чаще выбирают частные школы для обучения детей. Частная школа - коммерческое образовательное заведение, соответствующее государственным стандартам. Государственная школа финансируется и контролируется государством, обучение бесплатное. Общее между частными и государственными школами: обеспечение образования, охрана здоровья, соблюдение санитарно-гигиенических требований, соблюдение техники безопасности, продолжительность учебного года, каникул, сроки и формы аттестации, социально-педагогическая поддержка, психологическая помощь. Отличия частной школы от государственной: качество работы, учредителями могут быть отдельные лица, организации, местные власти, профсоюзы, бюджет, качество образовательного процесса, спецкурсы, факультативы, увеличение часов на отдельные предметы, элитные частные школы имеют международную аккредитацию, выпускники получают возможность продолжить образование в зарубежных учебных заведениях, компетентность учителей, использование современных технологий.
Лицензия на образовательную деятельность подтверждает безопасность бизнеса для людей. Лицензию должны получить ИП и компании, соответствующие критериям, перечисленным в положении о лицензировании. Образовательная деятельность - это обучение по программе, включающей список дисциплин, расписание занятий и критерии для оценки знаний. Общие требования для образовательного бизнеса: написать программу, предоставить ученикам необходимые материалы и оборудование, арендовать помещение, получить справку санэпидемстанции, нанять педагогов с опытом работы в сфере обучения.
Более трети российских школьников высоко оценивают свою подготовку к ЕГЭ. 1 из 10 метит в высокобалльники. 20% не готовы к ЕГЭ и ожидают плохих результатов. 48% чувствуют себя относительно уверенно. 11% рассчитывают набрать 80 и более баллов на ЕГЭ. 37% считают свой уровень подготовки выше, чем у одноклассников. 50% респондентов уже определились с выбором вуза. 55% хотели бы получать высшее образование за счет государства, но не думают, что это возможно. 30% считают, что не поступят на бюджет и не будут пытаться. 14% считают, что смогут учиться в университете бесплатно.
Родители детей 5-18 лет считают, что единоборства укрепляют здоровье и развивают важные личностные качества. 80% опрошенных видят основную пользу занятий в тренировке тела и духа. 78% считают, что единоборства учат постоять за себя, 63% - формируют характер, 57% - способствуют общему развитию. 40% опрошенных считают важным социальный аспект: новые друзья и коммуникативные навыки. 30% видят в единоборствах формирование патриотизма, 28% - положительный пример тренера, 22% - правильные нравственные ориентиры. 8% рассматривают тренировки как возможный старт профессиональной спортивной карьеры. Родители высоко оценивают вклад единоборств в развитие у детей стойкости, уверенности, целеустремленности, внутренней опоры, дисциплины и ответственности.
Негосударственная сфера образования в России охватывает до 3 миллионов человек. В негосударственных образовательных учреждениях обучается 1,5 миллиона человек. Частный сектор демонстрирует активное развитие на всех уровнях образования. Негосударственное образование имеет преимущества, такие как быстрое реагирование на запросы рынка, индивидуальный подход к обучающимся и решение проблем с очередями в детские сады. Основные барьеры развития частного сектора в образовании: проблемы с помещениями, конкуренция с госсектором, приоритет бесплатного образования и сложности взаимодействия с государственными школами и вузами. Основные точки роста для частного образования: онлайн-образование, гибридные форматы, использование искусственного интеллекта, школы и классы для детей с ОВЗ и работа с обучающимися с низкими образовательными результатами.
Россия вышла в лидеры по количеству детей, обучающихся в частных школах Великобритании. Всего в Великобритании обучаются более 3000 россиян. Британское образование не универсально и подходит не всем и не всегда. Некоторые родители пытаются снять с себя ответственность за воспитание детей, заключая контракт с престижной школой. В британских школах за каждого ученика отвечает три человека: тьютор, хауз-мастер и матрона. При небольшом физическом недомогании дети ходят в школу, даже при температуре до 38 градусов. Родители должны учитывать индивидуальные особенности ребенка при выборе школы.
Сетевое издание `Владимирские новости` провело круглый стол по теме `Образование` в центре `Мой бизнес`. Обсуждались плюсы и минусы частных и государственных школ. Обучение в частных школах обычно стоит дороже, но родители часто спорят о том, где лучше учиться детям. В частных школах больше возможностей уделять внимание ученикам индивидуально. В госшколах больше детей, что позволяет завести друзей. Социализация в государственных школах может быть хуже из-за разрыва между учениками младших и старших классов. Частная гимназия может создавать семейную атмосферу на праздниках и в процессе учёбы благодаря меньшему количеству учеников. Онлайн-школы и семейное образование также являются способами образования, которые могут быть менее конкурентноспособными по сравнению с государственными образовательными учреждениями.
Forbes Education начал сбор данных для шестого ежегодного ренкинга лучших частных школ Москвы и Московской области. Чтобы стать участником, необходимо заполнить онлайн-анкету и отправить ее до 6 октября 2025 года. 27 ноября 2025 года Forbes Education опубликует ежегодный рейтинг лучших частных школ Московского региона. К участию приглашаются частные общеобразовательные организации Москвы и области с государственной лицензией на образовательную деятельность. Для участия в отборе необходимо заполнить подробную анкету, разделенную на несколько тематических блоков. Редакция использует официальную статистику для исследования работы школы. В итоговый список войдут школы с наивысшим совокупным баллом в шести категориях. Методология позволяет попасть в финал как селективным школам с высокой стоимостью обучения, так и небольшим авторским проектам. Участие в ренкинге бесплатное.
Исследование показало, что детское образование является одной из самых крупных статей расходов в семейном бюджете. Выбор формата школы и регион проживания семьи влияют на затраты. Большинство родителей (52%) отдают детей в обычные государственные школы, 18% предпочитают частные учреждения, 13% перевели детей на онлайн-обучение, 5% выбрали школы-пансионы. В Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках большинство родителей тратят до 15 000 рублей в месяц на школьные материалы и дополнительные занятия. В регионах 58% родителей ограничиваются суммой до 5 000 рублей, 27% тратят 5 000-10 000 рублей, 15% - более 10 000 рублей. Частные школы предлагают особые условия обучения и расширенные программы, но требуют больших затрат. Онлайн-образование становится все более популярным, предлагая гибкие условия и более доступные цены. Пансионы являются наименее популярным выбором, сочетая обучение, проживание, питание и дополнительные услуги. Рынок образования становится более сегментированным и динамичным, отражая индивидуальные приоритеты каждой семьи.
Революция, которую совершает на рынке труда ИИ, изменит подходы к подготовке специалистов. ИИ и машинное обучение трансформируют экономику и создают новые профессии. Специалисты по обучению больших языковых моделей улучшают качество генерации текста, кода, изображений и др. Разработчики систем ИИ-безопасности создают и тестируют механизмы защиты ИИ-систем. Специалисты по этичному использованию ИИ решают вопросы конфиденциальности данных, алгоритмической справедливости и дискриминации. Архитекторы данных для ИИ проектируют инфраструктуру для сбора, хранения и передачи информации, пригодной для машинного обучения. Промпт-инженеры оптимизируют промпты - запросы к нейросетям для выдачи результатов и адаптации запросов к различным задачам. Робототехника и ИИ-технологии изменят рынок труда и создадут новые карьерные перспективы для одних профессий и усилят конкуренцию для других.
Домашние задания являются важной частью образовательного процесса. Дискуссии о целесообразности домашних заданий продолжаются с XIX века. Лев Толстой и Константин Ушинский имели разные взгляды на домашние задания. У учебной работы дома есть как положительные, так и отрицательные последствия. Отказ от домашних заданий может повысить интерес детей к учебе и снизить уровень стресса. Некоторые учителя и чиновники выступают за отмену домашних заданий. Роль домашнего задания в образовательном процессе: запоминание информации, повторение, вспоминание, активное восприятие, контакт с информацией в разных средах, закрепление и углубление знаний, формирование привычки к самодисциплине. Объем домашних заданий регулируется на федеральном уровне, но не всегда контролируется. Дифференцированный подход к составлению домашних заданий может помочь учесть особенности разных групп детей.