Рынок частного образования в России растет, но остается недоступным для многих семей. Спрос на частные сады устойчив, несмотря на сокращение общего количества дошкольников. Родители осознают важность качественного дошкольного образования и психологического комфорта для детей. Господдержка и использование материнского капитала помогают семьям с оплатой частных садов. Родители предпочитают индивидуальный подход к развитию детей и подготовку к школе. Рынок частных школ в России находится в стадии становления, и порог входа для новичков высок. Успех на рынке частных школ зависит от опытных педагогов, развитой инфраструктуры и индивидуального подхода к детям.
68% школьников, студентов и 79% взрослых планируют получать дополнительное образование в этом году. 52% учащихся хотят заниматься творчеством, 38% - иностранными языками, 25% - ИТ. 18% учащихся планируют развивать гибкие навыки, 17% - готовиться к экзаменам и олимпиадам. 78,6% взрослых с детьми хотят обучаться чему-либо, 50% без детей. 90% школьников и студентов сталкиваются с проблемами во время учебы, основными являются внутренние установки и настроение. 45% молодых людей подавлены из-за успеха сверстников, 33% - из-за низкой успеваемости. 25% учащихся страдают от прокрастинации, 23% - от перегрузки и выгорания, 19% - от страха не справиться с учебой, 18% - от низкой мотивации.
С 2025 года обществознание исчезнет из расписания средних классов в России. Изменения в преподавании обществознания связаны с развитием навыков анализа, критического мышления и командной работы. Цель реформы - научить детей применять знания в реальной жизни и адаптироваться к быстро меняющемуся миру. Изменения будут проходить поэтапно, чтобы школы и педагоги могли плавно адаптироваться к новому формату. Обществознание будет заменено интеграцией отдельных тем в уже существующие предметы и новыми дисциплинами, направленными на развитие `гибких навыков`. Реформа ставит перед школой новые, амбициозные задачи и требует от выпускников большей самостоятельности и обращения к дополнительным ресурсам.
Больше половины россиян считают, что умение пользоваться нейросетями дает конкурентное преимущество на рынке труда. 7% опрошенных видят в этом навыке козырь при трудоустройстве, 54% считают его важным в ближайшем будущем. Спрос на услуги, связанные с ИИ, растет, особенно на создание видео и генерацию изображений, а также обучение разработке нейросетей. 39% респондентов планируют освоить нейросети самостоятельно, 23% рассчитывают на помощь друзей и родственников, 21% готовы заплатить за обучение. 17% опрошенных не планируют учиться работе с нейросетями. 46% респондентов пока не используют ИИ в работе. Владение ИИ-инструментами становится обязательным навыком, повышая эффективность работы. Преимущество на рынке труда получают те, кто понимает, как и зачем использовать нейросети, знает их слабые места и не путает результаты работы с заключениями специалистов.
Учителя считают основными недостатками работы высокую документарную нагрузку и низкую зарплату. Общение с детьми является основным источником положительных эмоций для педагогов. Школьники стали менее мотивированными и рассеянными за последние годы. Чрезмерная нагрузка и подготовка отчетов являются основными трудностями для 25% опрошенных. Низкая зарплата и нехватка современных учебных материалов также вызывают проблемы для 17% и 14% педагогов соответственно. 3% опрошенных считают, что учителям нужны помощники и ассистенты. Большинство учителей удовлетворены работой и воспринимают свою профессию как призвание. Педагоги считают, что их главная задача - помочь детям поверить в свои силы и развить их потенциал.
В 2026 году ЕГЭ будет проводиться с 1 июня по 9 июля. Досрочный период ЕГЭ начнется 20 марта и продлится до 20 апреля. Основной период ЕГЭ начнется 1 июня и продлится до 9 июля. Дополнительный период ЕГЭ начнется 4 сентября и продлится до 25 сентября. Резервные дни предусмотрены с 22 по 25 июня. 8 и 9 июля 2026 года выпускники смогут пересдать один из предметов при желании.
В 2026 году ОГЭ для девятиклассников пройдет с 2 по 6 июля. Экзаменационная кампания состоит из трех этапов: досрочный (21 апреля - 18 мая), основной (2 июня - 6 июля) и дополнительный (3 - 25 сентября). Досрочный период начнется с обязательного ОГЭ по математике 21 апреля. 24 апреля состоится обязательный экзамен по русскому языку. 28 апреля и 6 мая пройдут экзамены по выбору, включая литературу, обществознание, химию, информатику, биологию, географию, физику, иностранные языки и историю. Резервные дни предусмотрены с 12 по 16 мая и 18 мая для тех, кто не смог сдать экзамен в основной день по уважительным причинам. Расписание основного периода включает экзамены по математике и всем предметам, кроме русского языка и математики, а также по иностранным языкам и информатике. Резервные дни предназначены для пересдачи неудовлетворительных оценок по математике и русскому языку, а также по всем предметам, кроме этих двух.
Искусственный интеллект (ИИ) проникает во все сферы жизни, включая образование. Учебники по ИИ для учеников 5-9 классов разрабатываются и скоро появятся в школах. ИИ помогает анализировать данные, принимать решения и предлагать помощь для решения сложных задач. Новые технологии применяются для решения практических задач в городском транспорте и других сферах. ИИ упрощает жизнь, экономит время и делает привычные вещи удобнее. Важно научить людей использовать технологии ИИ ответственно и эффективно. В будущем ИИ будет еще более интегрирован в повседневную жизнь, от умных домов до персональных помощников. Внедрение уроков по ИИ в школы делает технологии понятными и доступными для всех.