Лонг-лист включает 564 российских вуза с государственной аккредитацией. Обязательное условие: наличие программ бакалавриата или специалитета и численность учащихся не менее 400 человек. Оценка университетов проводилась по пяти ключевым направлениям: качество нетворкинга, репутация у работодателей, международная репутация, академическая среда по фактору Forbes. Метрика `Качество нетворкинга` учитывает средний балл ЕГЭ поступивших и долю победителей олимпиад. `Репутация у работодателей` основана на опросе 150 лучших работодателей России. `Международная репутация` учитывает позиции вуза в институциональных рейтингах и предметных рейтингах трех агентств. `Академическая среда` оценивает образовательную экосистему, квалификацию преподавателей и интернационализацию университета. Фактор Forbes учитывает количество выпускников вуза в списке российских миллиардеров Forbes 2025 года.
Статья представляет десять вариантов школ из разных регионов России. Школы предлагают разные форматы обучения и программы. Некоторые школы предоставляют индивидуальное обучение и тьюторскую поддержку. Школы развивают soft skills и английский язык. Некоторые школы предлагают предпрофильную подготовку и профориентацию. Школы проводят образовательные поездки и лагеря. Важно изучать программы, подходы, сертификаты и реальные отзывы при выборе школы.
Спорт, танцы и музыка - три самых популярных направления дополнительного образования для детей в 2025 году. В наибольшей степени вырос интерес к балету, в наименьшей - к плаванию. Сентябрь - время, когда дети начинают ходить в секции и кружки. Эксперты проанализировали объявления о дополнительных занятиях и определили наиболее востребованные направления. Танцы: наибольший рост спроса на брейк-данс (76%) и классическую хореографию (69%). Спорт: командные виды спорта (волейбол, баскетбол, футбол) и плавание наиболее востребованы. Музыка и театр: интерес к музыкальному образованию растет, особенно к игре на аккордеоне (75%). Уроки пения и театрального мастерства также пользуются популярностью.
Таисия Протасова, студентка 11В класса Международной гимназии Сколково, набрала 1590 из 1600 баллов на экзамене SAT по английскому языку. Этот результат является одним из лучших в мире и превосходит средний балл по экзамену (около 1050). Таисия начала подготовку к экзамену в сентябре прошлого года и использовала систематический подход. Она мотивирована желанием поступить в университеты мечты и получить грант на обучение. Таисия благодарит гимназию и преподавателей за поддержку и знания. Успехи Таисии являются результатом её усердной работы и настойчивости.
В российских школах начались занятия цикла `Разговоры о важном` в соответствии с рекомендациями Минпросвещения. Некоторые предметы школьной программы были сокращены или готовятся к сокращению. В школах действуют новые правила, касающиеся дисциплины, оптимизации учебной нагрузки, выпускных экзаменов и др. Решение об отмене уроков обществознания в 6-8 классах было пересмотрено, и они будут преподаваться с 9 класса. Число часов, отводимых на обществознание в 9-10 классах, урежут с двух до одного. Минпросвещения планирует уменьшить число уроков иностранного языка в 5-7 классах с трех до двух в неделю. Школы могут взять за основу одну из моделей единого расписания, разработанных чиновниками. Единые учебники по истории будут использоваться для преподавания дисциплины старшеклассникам.
31 августа 1925 года был принят декрет о введении всеобщего начального обучения в СССР. Проблема грамотности населения активно обсуждалась со второй половины XIX века. Советская система образования строилась на передаче фундаментальных классических знаний и воспитании гражданина. В постсоветский период система образования в российском обществе фактически превратилась в сферу услуг. Престиж профессии учителя значительно снизился. Современное образование имеет свои достижения и недостатки. Советская система образования была порочной, не уделяла должного внимания основным правам и навыкам граждан.
Частное образование становится все более популярным выбором для родителей. Частные школы предлагают уникальные возможности для развития личности ребенка. Основные характеристики частных школ: малые классы, индивидуальный подход, гибкость учебных программ. Частные школы располагают более современным оборудованием и лучшими материально-техническими ресурсами. Частные школы уделяют внимание развитию социальных навыков учащихся и подготовке к успешной жизни в быстро меняющемся мире. Тесная связь между родителями и школой способствует более эффективному обучению и воспитанию. Выпускники частных школ часто показывают высокие результаты при поступлении в престижные университеты и успешно адаптируются к требованиям высшего образования.
Частные школы в России становятся все более востребованными из-за недостаточной удовлетворенности государственной системой образования и растущих запросов на индивидуализацию обучения. Частные школы обеспечивают персональное внимание каждому ученику благодаря небольшим классам и адаптируют методы преподавания. Школы инвестируют в современную инфраструктуру и развитие критического мышления, креативности, эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков. Важным фактором является создание среды, свободной от буллинга и стресса, с психологической поддержкой. Несмотря на растущую популярность, востребованность частных школ все еще уступает государственным из-за высокой стоимости обучения. Конкуренция может стать стимулом для улучшения качества образования как в частном, так и в государственном секторе. Частные школы в России переживают период трансформации, предлагая новые альтернативы для подрастающего поколения.
Рынок частного образования в России растет, но остается недоступным для многих семей. Спрос на частные сады устойчив, несмотря на сокращение общего количества дошкольников. Родители осознают важность качественного дошкольного образования и психологического комфорта для детей. Господдержка и использование материнского капитала помогают семьям с оплатой частных садов. Родители предпочитают индивидуальный подход к развитию детей и подготовку к школе. Рынок частных школ в России находится в стадии становления, и порог входа для новичков высок. Успех на рынке частных школ зависит от опытных педагогов, развитой инфраструктуры и индивидуального подхода к детям.
52% российских родителей выбирают государственные школы для своих детей, 18% предпочитают частные школы с индивидуальным подходом. 13% выбрали онлайн-обучение, 5% - школы-пансионы. Полный пансион в среднем обходится в 30-60 тысяч рублей в месяц, в элитных школах - до 200 тысяч. Частные школы в регионах стоят от 30 до 50 тысяч рублей, в столице - от 80 до 150 тысяч рублей. В Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках большинство родителей тратят до 15 тысяч рублей на школьные материалы, учебники и дополнительные занятия. В регионах почти 60% родителей тратят до 5 тысяч рублей, 27% - от 5 до 10 тысяч рублей, 15% - больше 10 тысяч рублей. В 2025 году на подготовку первоклассника родителям в среднем пришлось потратить почти 40 тысяч рублей.
В России сроки обучения в вузах составят от 4 до 6 лет в зависимости от специальности. Продолжительность подготовки определена временем, необходимым для освоения конкретной профессии. Студенты инженерных, медицинских и педагогических направлений будут обучаться 5 лет. Для туризма и индустрии гостеприимства предусмотрены 4-летние программы. По сложным и наукоемким направлениям обучение займет 6 лет. Ведущие университеты России начнут переход к новой системе в 2026-2027 учебном году. Обязательная отработка может отпугнуть часть будущих медиков, но есть альтернатива в виде платного отделения или частного вуза.
Ученики выпускных классов Москвы могут заработать до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ, пройдя предпрофессиональное испытание `Интеллектуальный мегаполис. Потенциал`. Регистрация на экзамен уже открыта, участие доступно для учеников из Москвы и других регионов России. В 2024 году в конкурсе приняли участие более 33 тыс. учащихся из 32 регионов, около 5 тыс. из них стали призерами. В 2025 году конкурс будет состоять из двух этапов: теоретического и практического. Проект способствует формированию профессиональных навыков школьников и поддерживает национальные инициативы `Профессионалитет` и `Всё лучшее детям`. Важно проанализировать собственные интересы, сильные стороны и требования к поступающим в вузы и колледжи. Рекомендуется посетить дни открытых дверей и пообщаться со студентами и выпускниками для более глубокого понимания выбранной области.
В России впервые составлен рейтинг частных образовательных организаций. Рейтинг будет частью различных рейтингов общеобразовательных школ. В России становится больше частных школ с высокими результатами обучения. Новый рейтинг будет востребован учащимися, родителями и школьными администрациями. Результаты исследования помогут определить частные школы с высоким уровнем подготовки детей. Основным критерием ранжирования будет доля выпускников частных школ, поступивших в ведущие вузы. Результаты рейтинга планируется опубликовать весной 2026 года.
Развитие частного школьного образования в России основано на стратегии переманивания клиентов из государственных школ. Бизнес должен предлагать `продвинутые` школы, отличающиеся от государственных. Использование цифровых инструментов с элементами ИИ становится важным для качественного отличия от государственной школы. Инвестиции в цифровую инфраструктуру, софт и ИИ обязательны при создании частной школы. Цифровые инструменты с ИИ могут помочь в управлении качеством образовательного продукта и повышении эффективности обучения. ИИ может выполнять роль виртуального академического наставника и адаптивных тренажеров для отработки навыков. Внедрение цифровых инструментов может привести к экономии фонда заработной платы и улучшению качества продукта. ИИ может использоваться для маркетинговой идеи, улучшения качества продукта и экономии на персонале.
RIS активно использует искусственный интеллект в образовании, интегрируя его в учебный процесс. Педагоги видят ИИ как инструмент, усиливающий мышление, креативность и инновационность учеников. RIS запустила новую IT-программу совместно с лидерами индустрии для подготовки учеников к жизни и карьере в мире с постоянными изменениями. Школа стремится сформировать культуру ответственного применения технологий и обеспечить безопасное и осознанное использование ИИ. ИИ является неотъемлемой частью всей программы обучения в RIS, включая предметы цифровой грамотности и информатики. AI помогает сделать процесс поиска и анализа источников в гуманитарных дисциплинах эффективнее, освобождая время для критического мышления.