Исследование показало, что детское образование является одной из самых крупных статей расходов в семейном бюджете. Выбор формата школы и регион проживания семьи влияют на затраты. Большинство родителей (52%) отдают детей в обычные государственные школы, 18% предпочитают частные учреждения, 13% перевели детей на онлайн-обучение, 5% выбрали школы-пансионы. В Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках большинство родителей тратят до 15 000 рублей в месяц на школьные материалы и дополнительные занятия. В регионах 58% родителей ограничиваются суммой до 5 000 рублей, 27% тратят 5 000-10 000 рублей, 15% - более 10 000 рублей. Частные школы предлагают особые условия обучения и расширенные программы, но требуют больших затрат. Онлайн-образование становится все более популярным, предлагая гибкие условия и более доступные цены. Пансионы являются наименее популярным выбором, сочетая обучение, проживание, питание и дополнительные услуги. Рынок образования становится более сегментированным и динамичным, отражая индивидуальные приоритеты каждой семьи.
52% российских родителей выбирают государственные школы для своих детей, 18% предпочитают частные школы с индивидуальным подходом. 13% выбрали онлайн-обучение, 5% - школы-пансионы. Полный пансион в среднем обходится в 30-60 тысяч рублей в месяц, в элитных школах - до 200 тысяч. Частные школы в регионах стоят от 30 до 50 тысяч рублей, в столице - от 80 до 150 тысяч рублей. В Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках большинство родителей тратят до 15 тысяч рублей на школьные материалы, учебники и дополнительные занятия. В регионах почти 60% родителей тратят до 5 тысяч рублей, 27% - от 5 до 10 тысяч рублей, 15% - больше 10 тысяч рублей. В 2025 году на подготовку первоклассника родителям в среднем пришлось потратить почти 40 тысяч рублей.
Близость к дому, безопасность маршрута до школы и репутация являются главными критериями при выборе учебного заведения для ребенка. 37% опрошенных родителей хотели бы, чтобы их ребенок посещал частную школу. 48% родителей испытывают волнение перед началом учебного года у первоклассников. 25% опрошенных считают самым стрессовым учебный год в 11-м классе из-за ЕГЭ и организации выпускного. 21% испытывают максимальный стресс при выборе колледжа для девятиклассников. 6% считают, что самый большой стресс переживают родители детей, переходящих из начальной школы в пятый класс. 82% родителей используют учебники, пособия, литературу, приложения, игры и игрушки для подготовки ребенка к школе. 83% опрошенных руководствуются близостью к дому при выборе школы для детей. 36% учитывают удобство и безопасность дороги до школы, 33% - репутацию школы, 23% - мнение друзей и знакомых. 17% родителей ориентируются на профиль школы, 16% - на ее место в рейтингах.
Российское школьное образование идет в сторону стандартизации, но частные школы могут сохранить вариативность. Частные школы могут стать площадкой для лучших практик и разработки новых образовательных решений. Частные школы могут помочь в международном сотрудничестве и обмене практиками. Рособрнадзор считает, что частные школы переживают второй этап своего эволюционного развития. Спрос на частное образование требует достойного качества и саморегулирования рынка.
Почти половина россиян имеет опыт онлайн-обучения, 54% следят за развитием цифрового образования. Главные плюсы дистанционного формата: гибкий график занятий и экономия времени. Основной минус: сложности с самодисциплиной. Онлайн-кампус НИУ ВШЭ опросил 2550 респондентов из разных регионов России. 48,5% опрошенных имели опыт онлайн-обучения. 54% респондентов проявляют интерес к дистанционному формату учебы. Наибольшая вовлеченность в онлайн-образование в Москве, Новосибирской и Нижегородской областях. 22,6% респондентов считают онлайн-образование перспективным, 22% - умеренным оптимистом. 68% опрошенных готовы оплачивать онлайн-обучение. 77% опрошенных предпочитают цифровой формат традиционному.
Выбор школы для ребенка - важная задача для родителей. Частные школы предлагают индивидуальный подход, высокое качество образования и развитие творческих способностей. Частные школы отличаются от государственных школ финансированием, программами обучения, количеством учеников в классе и внеучебными мероприятиями. Преимущества частных школ: индивидуальный подход, расширенная программа, современное оборудование и комфортные условия, развитие социальных навыков и подготовка к поступлению в вузы. Недостатки частных школ: высокая стоимость обучения, адаптация ребенка к новой среде, разница в уровне подготовки и не всегда гарантия высокого качества. При выборе частной школы важно учитывать критерии: локацию, стоимость, программы и направления, классный размер, отзывы и рекомендации, педагогический состав и методы преподавания, внеклассную деятельность, юридические и аккредитационные документы.
Частное образование в Москве доступно для разных семей. Школы делятся на классические, с уклоном, альтернативные и международные. Стипендии, гранты и программы поддержки помогают сделать частное образование доступным для семей с разным достатком. Гибкость в оплате и тарифах позволяет родителям формировать образовательный маршрут без переплаты. Приватные детские сады являются первой ступенью на пути в мир частного образования. Разнообразие программ и адаптивность под новые социальные условия делают частное образование привлекательным для семей. Выбор частной школы зависит от ценностей, приоритетов и долгосрочной стратегии развития ребенка.
Лицензия на образовательную деятельность подтверждает безопасность бизнеса для людей. Лицензию должны получить ИП и компании, соответствующие критериям, перечисленным в положении о лицензировании. Образовательная деятельность - это обучение по программе, включающей список дисциплин, расписание занятий и критерии для оценки знаний. Общие требования для образовательного бизнеса: написать программу, предоставить ученикам необходимые материалы и оборудование, арендовать помещение, получить справку санэпидемстанции, нанять педагогов с опытом работы в сфере обучения.
Цифровые технологии активно внедряются в российские школы, но неравномерно. В городах оснащение лучше, чем в селах, частные школы обгоняют государственные. Почти половина родителей жалуются на увеличение нагрузки из-за новых технологий. В некоторых регионах менее 40% школьных компьютеров подключены к интернету. Сбои связи и низкое качество сети мешают полноценным занятиям. Эксперты предлагают развивать офлайн-ресурсы и поддерживать учителей. Без этого цифровизация может стать дополнительной проблемой для обучения.
15% россиян меняют школу один раз, 3% - чаще. Выбор школы зависит от потребностей ребенка, его здоровья, безопасности и удобства маршрута. Важно начать поиск школы за год-полтора до поступления, изучить и сравнить разные школы. Выбор школы также зависит от типа школы: государственная, частная или онлайн-школа. При выборе школы важно учитывать учебный план, педагогический состав, тон общения, поддержку учеников и атмосферу в школе. Рекомендуется посетить школу на экскурсии, поговорить с администрацией и родителями учеников, чтобы составить реалистичное впечатление об учебном заведении. Важно учитывать рейтинги школ, но они могут быть не всегда полезны.
Ученики выпускных классов Москвы могут заработать до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ, пройдя предпрофессиональное испытание `Интеллектуальный мегаполис. Потенциал`. Регистрация на экзамен уже открыта, участие доступно для учеников из Москвы и других регионов России. В 2024 году в конкурсе приняли участие более 33 тыс. учащихся из 32 регионов, около 5 тыс. из них стали призерами. В 2025 году конкурс будет состоять из двух этапов: теоретического и практического. Проект способствует формированию профессиональных навыков школьников и поддерживает национальные инициативы `Профессионалитет` и `Всё лучшее детям`. Важно проанализировать собственные интересы, сильные стороны и требования к поступающим в вузы и колледжи. Рекомендуется посетить дни открытых дверей и пообщаться со студентами и выпускниками для более глубокого понимания выбранной области.
В России впервые составлен рейтинг частных образовательных организаций. Рейтинг будет частью различных рейтингов общеобразовательных школ. В России становится больше частных школ с высокими результатами обучения. Новый рейтинг будет востребован учащимися, родителями и школьными администрациями. Результаты исследования помогут определить частные школы с высоким уровнем подготовки детей. Основным критерием ранжирования будет доля выпускников частных школ, поступивших в ведущие вузы. Результаты рейтинга планируется опубликовать весной 2026 года.
Развитие частного школьного образования в России основано на стратегии переманивания клиентов из государственных школ. Бизнес должен предлагать `продвинутые` школы, отличающиеся от государственных. Использование цифровых инструментов с элементами ИИ становится важным для качественного отличия от государственной школы. Инвестиции в цифровую инфраструктуру, софт и ИИ обязательны при создании частной школы. Цифровые инструменты с ИИ могут помочь в управлении качеством образовательного продукта и повышении эффективности обучения. ИИ может выполнять роль виртуального академического наставника и адаптивных тренажеров для отработки навыков. Внедрение цифровых инструментов может привести к экономии фонда заработной платы и улучшению качества продукта. ИИ может использоваться для маркетинговой идеи, улучшения качества продукта и экономии на персонале.
RIS активно использует искусственный интеллект в образовании, интегрируя его в учебный процесс. Педагоги видят ИИ как инструмент, усиливающий мышление, креативность и инновационность учеников. RIS запустила новую IT-программу совместно с лидерами индустрии для подготовки учеников к жизни и карьере в мире с постоянными изменениями. Школа стремится сформировать культуру ответственного применения технологий и обеспечить безопасное и осознанное использование ИИ. ИИ является неотъемлемой частью всей программы обучения в RIS, включая предметы цифровой грамотности и информатики. AI помогает сделать процесс поиска и анализа источников в гуманитарных дисциплинах эффективнее, освобождая время для критического мышления.
Министерство образования и науки РФ предложило ввести обязательный ЕГЭ по истории для поступающих на гуманитарные специальности. Сдавать экзамен предстоит абитуриентам направлений «Издательское дело», «Социология», «Юриспруденция», «Таможенное дело», «Реклама и связи с общественностью», «Сервис» и ряду других. С марта 2026-го вузы самостоятельно будут решать, какой из экзаменов делать обязательным - по истории или по обществознанию. Если изменения примут, то они будут действовать для приёмных кампаний 2027-2029 годов. С 1 сентября 2026 года обществознание исключат из школьной программы 6-8 классов. Минобрнауки также предложило повысить пороговые значения баллов ЕГЭ для поступающих в подведомственные вузы.